СКУЛЬПТУРА

Скульптура эллинистического периода

После смерти Александра Македонского, его колоссальная, но непрочная держава распалась. Вновь возникшие государства были уже не греческими, а греко - восточными.
Художникам надлежало распространить достижения греческого искусства на всех завоеванных Александром территориях с их новыми разноплеменными государственными образованиями и при этом, в соприкосновении с древними культурами Востока, сохранить в чистоте эти достижения, отражающие величие греческого художественного идеала. Общая направленность искусства поздней классики лежит в самой основе эллинистического искусства.
Эллинистическое искусство наполнено контрастами - гиганского и миниатюрного, парадного и бытового, аллегорического и натурального.
Главная тенденция - возрастающее внимание к психологии человека, зоркость к национальным, возрастным , социальным приметам личности.
Ника Самофракийская. III-II вв. до н..э. Лувр.Париж. Авторы же самых прославленных скульптур, про которых ничего или почти ничего не известно, работали в русле классической традиции, развивая ее поистине творчески.
Очевидно, родосскому мастеру принадлежит прекраснейшая из монументальных статуй - Ника Самофракийская.
Когда - то крылатая богиня стояла на утесе, на берегу моря, открытая ветру и брызгам морской пены; пьедесталом служил нос боевого корабля. Теперь она встречает посетителей Лувра на площадке широкой лестницы. Обезглавленная, без рук, с поломанными крыльями, она и здесь царит над окружающим пространством и, кажется, наполняет его шумом прибоя и ветра, сверканием солнца, синевой неба.
Складки ее одежды трепещут, развеваются, обрисовывая ее стан, устремленный вперед.
В статуе Ники есть новое чувство широты мира, огромности пространства, слитности с природой.
Агесандр (Александр?). Афродита Мелосская. II в. до н..э. Лувр.Париж.
Статуя Афродиты, традиционно называемой Венерой Мелосской, была найдена в 1820 году на острове Мелос и сразу получила известность как совершенное создание греческого искусства.
Исполненная, по - видимому, во II веке до н.э. (скульптором Агесандром или Александром, как гласит полустершаяся надпись на цоколе), она мало похожа на современные ей статуи, изображающие богиню любви.
Афродита Мелосская обнаженная только наполовину, задрапированная до бедер, строга и возвышенно спокойна. Она олицетворяет не столько идеал женской прелести, сколько идеал человека в общем и высшем значении.
"Безрукость" Афродиты Мелосской нисколько не мешает ее красоте и даже усиливает впечатление величавости фигуры. И так как не сохранилось ни одной неповрежденной греческой статуи, то именно в таком, отчасти поврежденном состоянии, Афродита предстает перед нами, как "мраморная загадка", загаданная нам античностью, как символ далекой Эллады.
Еще один замечательный памятник эллинизма - алтарь Зевса в Пергаме. Пергамская школа более других тяготела к патетике и драматизму, подолжая традиции Скопаса. Ее художники не всегда прибегали к мифологическим сюжетам, как это было в классическую эпоху. Когда была одержана победа над галлами, в честь ее и был воздвигнут в Пергаме алтарь Зевса, законченный в 180 году до н.э.
На этот раз долголетняя война с "варварами" предстала как гигантомахия - борьба олимпийских богов с гигантами.
Пергамский алтарь Зевса. II в. до н..э. Берлин. Пергамский алтарь Зевса. II в. до н..э. Берлин.
Грандиозный мраморный фриз, протяженностью 120 метров, исполненный в технике горельефа, опоясывает цоколь алтаря. Могучие тела громоздятся, сплетаются, подобно клубку змей, поверженных гигантов терзают космогривые львы, впиваются зубами собаки, топчут кони, но гиганты яростно сражаются. Битва страшна. Есть нечто предвещающее Микеланджело в напряженных ракурсах тел, в их титанической мощи и трагедийном пафосе. Пергамский алтарь Зевса. II в. до н..э. Берлин.
Изменился строй композиции, она утратила классическую ясность, стала клубящейся, запутанной. Сражающимся здесь тесно, масса подавила пространство, и все фигуры так сплетены, что образуют бурное месиво тел. А тела все еще классически прекрасны...
Прекрасны олимпийцы, прекрасны и их враги. Но гармония духа колеблется. Искаженные страданием лица, глубокие тени, змеевидно разметавшиеся волосы... Олимпийцы пока торжествуют над силами подземных стихий, но победа эта ненадолго - стихийные начала грозят взорвать стройный, гармонический мир.

Так же как искусство греческой архаики не следует оценивать только как первые предвестия классики, так и эллинистическое искусство в целом нельзя считать поздним ее отголоском, недооценивая того принципиально нового, что оно принесло. Это новое связано с расширением кругозора искусства, и с его пытливым интересом к человеческой личности. Отсюда, прежде всего, развитие индивидуального портрета. Не современники, а потомки оставили нам лики Сократа, Аристотеля, Еврипида и даже легендарного Гомера.
Камея Гонзага. Сардоникс. III в. до н.э. Эрмитаж. Санкт - Петербург Впервые предметом пластики становится ребенок со всеми анатомическими особенностями детского возраста и со всем очарованием, ему свойственным.
Всевозможные декоративные изделия теперь распространяются более широко и достигают болшой изощренности. В искусстве глиптики (резьбы по камню), развитом еще с архаических времен, теперь применяется новая техника - резьба по трехслойному сардониксу, создающая красочные и светотеневые эффекты. Драгоценная камея Гонзага, хранящаяся в Эрмитаже, позволяет оценить красоту этой техники.
Это раннеэллинистическое произведение, исполненное в Александрии, - искусно вырезанные два профиля: считаются портретами царя Птолемея и жены его Арсинои.

Нужно упомянуть и еще одно прославленное произведение мастеров родосской школы, относящееся уже к I в. до н.э., - скульптурную группу "Лаокоон" Агесандр, Полидор, Афинадор. Лаокоон. I в. до н.э..
Троянский жрец Лаокоон подвергся страшному наказанию богов, покровительствующих грекам, за то, что убеждал своих сограждан не доверять грекам и не вносить в город оставленного ими деревянного коня. За это боги наслали на него громадных змей, задушивших сыновей Лаокоона и его самого.
Скульптура изображает отчаянные и явно напрасные усилия героя высвободиться из тисков чудовищ, которые плотными кольцами обвили тела трех жертв. Бесполезность борьбы, неотвратимость гибели очевидны. Античный ваятель, даже передавая сильнейшую боль, все же подчинил свою статую требованиям красоты. Это самая поздняя по времени создания из дошедших до нас подлинных греческих скульптур. К традиционному представлению греков о власти рока теперь примешивается мысль о беспомощности человека. На исходе эллинистической эпохи от идеала свободного, почти богоравного человека остается лишь внешняя оболочка, нет больше веры в разумность миропорядка.