ЭРЕХТЕЙОН

Эрехтейон (фото автора) Эрехтейон (421-405 гг. до н.э.,архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой.
Это единственное в своем роде произведение греческого зодчества, совершенно оригинальное по художественному решению.
Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план;
План храма Эрехтейон три его портика расположены на разных уровнях. С западной стороны портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), шесть тонких, стройных ионических полуколонн стоят на высоком цоколе.
С северной вход в святилище Посейдона-Эрехтея, портик выдается далеко вперед, так что виден в профиль одновременно с западным, его колонны стоят прямо на земле. Южная стена храма гладкая, сложенная из мраморных квадров, служит фоном для маленького, сдвинутого к западу знаменитого портика кариатид, где роль колонн выполняют женские фигуры, их шесть, причем три из них изящно сгибают правую ногу, а три другие - левую. И наконец, восточный фасад- портик обычного типа с колоннами на трехступенчатом постаменте.
Все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился).
Таким образом, различные типы ионического портика объединяются в Эрехтейоне в очень своеобразное целое.
В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы.
Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.Эрехтейон, портик кариатид (фото автора)
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном, представляющим собой дорический периптер.
Здание воспринимается от Пропилей в три четверти зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

на главную